Получить демо-доступ
и сделать работу своей компании эффективнее
Как онлайн-сервисы меняют отрасль
Интервью CEO Домиленд Дарьи Вороновой
2020 стал катализатором цифровизации всех сфер жизни, и даже такие традиционно консервативные области, как ЖКХ, меняются под воздействием технологий. Property Tech меняет не только процессы в недвижимости, но и повседневную жизнь отдельно взятого дома, улицы, города. Дарья Воронова, СЕО платформы для управления недвижимостью «Домиленд», рассказывает о прозрачности в сфере жилищно-коммунального хозяйства и о том, почему застройщики заинтересованы в онлайн-сервисах для управляющих компаний не меньше, чем жители и сами УК.
Дарья Воронова
генеральный директор Домиленд
— Сегодня говорят, что PropTech это новый FinTech. Согласны?
— Мы видим, что сейчас каждый уважающий себя банк — уже не просто «сберкнижка», а целая IT-экосистема с огромным количеством онлайн-услуг, сервисов для покупок, инвестиционными инструментами. Все соответствует глобальному тренду бесшовности, решения всех задач в одной зоне комфорта для пользователя. PropTech идет тем же путем, вбирая в себя технологии и сервисы: от удобного поиска и приобретения жилья до комфортного проживания в нем. Рынок недвижимости в России только сейчас начал работать над такими ценностями, как прозрачность и клиентоориентированность.
Отрасль строительства и управления жилой недвижимостью — в самом начале пути цифровизации. Но уже через пару лет те компании, которые не запустили процесс преобразований сейчас, окажутся за бортом.

В свою очередь люди начинают смотреть дальше границ своей квартиры, им важно, как благоустроен подъезд, придомовая территория, все чаще жители видят себя частью квартального комьюнити. И девелоперы продают не квадратные метры, а стиль жизни, среду, наполненную соответствующими людьми, инфраструктурными объектами и социальными активностями: здесь и зоны барбекю, и прокат спортинвентаря, и теннисный корт и заказ кофе из локальной кофейни. Чтобы люди могли всем этим пользоваться, нужны удобные цифровые инструменты взаимодействия: застройщика с управляющей организацией, управляющей организации с резидентами домов, и самое главное — жителей с жителями.

— Если вернуться к сравнению с FinTech, то мы видим, что крупные банки строят свои системы, так почему девелоперы не могут?
— Могут. Но в разработку собственной экосистемы потребуется вложить более 10 миллионов рублей, несколько месяцев работы и постоянные дотации в будущем, об окупаемости и речи не идет. Учитывая, что можно развивать эту же экосистемность, используя уже существующие на рынке IT-продукты, то непонятно, зачем строительной компании тратить такие ресурсы на софт, который, в отличие от квартир, никому не продаешь. Либо компания строит дома, либо создает ИТ решения. Совмещать очень сложно.
— А все ли вообще понимают что построение цифровых сервисов для клиентов - это ключ к развитию бизнеса в будущем?
— Несколько лет назад девелоперы приглашали нас в дизайнерские шоу-румы и офисы продаж. Затем появились виртуальные прогулки по квартире, 3D-модели жилого комплекса, камеры, где можно смотреть строительство дома онлайн, и прочие сервисы. Пользователи начали все больше искать квартиры со смартфонов. А затем наступил 2020 год. Период непредсказуемости и турбулентности, в котором все участники рынка должны научиться проводить сделку дистанционно: и застройщик, и банк, и покупатели.
По данным GFK RUS, доля онлайн-покупателей от общего количества жителей России в 2019 году составила более 40%, Яндекс указывает на долю конверсий в 54% на смартфонах по поиску квартир для покупки, это данные 1 полугодия 2020 года, а по прогнозам MR Group доля онлайн-продаж в структуре сделок уже в 2020 сможет составить до 15% от общего объема.
— С девелоперами разобрались. Заинтересованы ли управляющие компании в цифровизации работы?
— Рынок становится все более конкурентным, требования к управляющим организациям растут и со стороны законодательства, и со стороны застройщиков, и со стороны жителей. Последним все легче сменить УК, а застройщики доверяют тем управляющим компаниям, которые гарантируют им качество обслуживания, а значит и повторные продажи. Поэтому управляющая организация обязана соответствовать ожиданиям.

— Что именно УК нужно оцифровать?
— Все процессы обслуживания клиентов, коммуникацию между сотрудниками, связь с застройщиком, инструменты для общения жителей друг с другом. Сама по себе управляющая организация - это сложный организм. Нам в Домиленд, например, несмотря на то, что что проект работает уже пять лет, — охватить системой все процессы УК не просто, задач в бэклоге меньше не становится.

— Не было проблем с тем, что вы не управляющая компания, ведь сложно менять то, в чем не понимаешь?

— Изначально у нас был опыт автоматизации процессов, развития клиентского сервиса и лояльности, разработки мобильных приложений в финтехе, телекоме, рекламе. А также был опыт покупки квартиры в новостройке и участие в Совете МКД. Это уже достаточный бэкграунд для разработки MVP. Затем к MVP добавили клиентов с разными формами управления объектами — ТСН, УК, СНТ. Типы объектов: поселки, многоквартирные дома, комплексы апартаментов во всех сегментах, от эконом до премиального. География — более 40 городов от Дальнего Востока до Калининграда. С 2019 года в системе работают ресурсоснабжающие компании, застройщики, поставщики marketplace. Есть ли хотя бы одна УК в России, которая имеет в багаже такое количество кейсов?

— Что дает внедрение технологий в ЖКХ непосредственно жителям?

Цифровизация обеспечивает жителям правильность начисления платежей. Например, умные счетчики сами снимают показания. Такое оборудование многоквартирного дома гарантирует жителю, что он оплачивает только свое потребление. Таким образом, умные счетчики дают жителям, во-первых, уверенность в правильности начислений за ЖКУ и, во-вторых, снимают с них необходимость ежемесячно передавать показания. Фактически при такой системе сводится к нулю человеческий фактор, а понимание своего потребления влечет за собой и стимул к энергосбережению.

Благодаря новым технологиям ЖКХ становится более прозрачным и понятным. Цифровые платформы позволяют проводить общие собрания собственников помещений в многоквартирных домах посредством электронного голосования, что сокращает вероятность подтасовки голосов.
Отправка заявок в УК через приложение обеспечивает для пользователя гарантию ее регистрации, так как это делает система, а не диспетчер. «Потерять» обращение не получится, а пользователь сможет оценить каждую выполненную заявку.

Получение сообщений о плановом отключении горячей воды прямо на экран смартфона, а не в подъезде или на сайте УК, куда мало кто заходит. Push-уведомление о том, что гость прибыл, если у дома закрытая территория. Возможность в одном сервисе заказать доставку еды или воды и оформить пропуск на курьера. Все это — новый уровень комфорта для жителей.

Важно то, что за счет внедрения таких продуктов и автоматизации процессов, УК повышают эффективность операционной деятельности и рентабельность бизнеса. Это означает, что УК, которая умеет зарабатывать на дополнительных сервисах, оставит в покое тарифы на обслуживание.

— Каких еще инноваций в сфере PropTech стоит ждать в ближайшие 5 лет?

— Больше онлайна. И 2020 год подтвердил, что даже неповоротливая консервативная сфера недвижимости может быть мобильной, подстраиваться под вызовы рынка и ориентироваться на клиента. Наверняка, больше 50% сделок по продаже квартир уже в ближайшие годы будет проходить в онлайне.

Девелоперы повсеместно начнут внедрять еще на этапе строительства и ввода зданий в эксплуатацию технологии. Это и элементы «умного дома», доступ к цифровой инфраструктуре ЖК и систем безопасности.