По косвенным признакам, описанным выше, выбрать управляющую компанию проще девелоперу, ведь он имеет доступ к собственнику бизнеса и управленческой команде. Жителям сложнее, так как они, как правило, выбирают, ориентируясь на отзывы и тарифы. Но найти действительно честный отзыв — проблема, а низкий тариф — скорее минус, чем плюс. Разберем основные критерии, по которым можно подобрать УК:
Отзывы о работе управляющей компании
Обратную связь о компании можно найти на разных площадках: от «Яндекс Карт» до мобильных платформ с приложением по дому. Однако специфика этого бизнеса такова, что довольные жители крайне редко оставляют отзывы, а недовольные — почти всегда. Более того, зачастую репутацию друг другу могут портить конкурирующие компании, находящиеся на стадии тендера. Таким образом, выбирать УК, учитывая только отзывы в сети, не рекомендуется.
Еще один способ получить обратную связь — поговорить с жителями других домов. Но и здесь есть свои особенности. Мы наблюдаем за уровнем CSI (Customer Satisfaction Index — показатель удовлетворенности клиентов после взаимодействия с УК) в управляющих компаниях и видим закономерность, которая распространяется на десятки УК. Одна и та же компания может иметь низкий уровень лояльности в новых домах и хорошие показатели во всех остальных. Дело в том, что часть жителей нового дома в большинстве случаев критически относится к УК, выбранной застройщиком, и стремится заменить ее на другую. Вторая компания воспринимается всегда позитивнее, ведь это выбор самих жителей. Но работает ли вторая УК лучше? Получить непредвзятый ответ на этот вопрос можно, если задать его не инициативной группе, участвующей в изменениях, а обычным жителям.
Места в рейтингах
Критерий, на который точно стоит обращать внимание, — места в рейтингах. Но и тут все неоднозначно, а рейтинг рейтингу рознь. Есть рейтинги, где лидеры определяются исключительно на основе данных независимых платформ, которые используют УК, или государственных систем. Но если вы видите исследование, где победителя определяет жюри, то учитывать такие рейтинги при выборе УК не стоит. Лидеры должны определяться исходя из оценок жителей, а не жюри.
Наконец, тариф
Самый важный критерий — тариф. Хорошая управляющая компания, как и любой бизнес, должна быть прибыльной: маловероятно, что кто-то из жителей сам хотел бы работать в компании, едва сводящей концы с концами. Ведь странно ожидать, что в управляющей компании будут работать достойные специалисты с вознаграждением ниже рынка.
Для выбора УК необходимо не только определиться с перечнем услуг, но и учесть сложность инженерных систем объекта и инфраструктуры — это оказывает сильное влияние на стоимость обслуживания. При проведении тендера предпочтение лучше отдавать компании с более высоким тарифом, при этом готовой нести гарантии по качеству услуг. Так как УК с низким тарифом совсем не оставляет себе шанса выполнять обязательства по контракту, а у компании с высоким тарифом шансы высокие.
Чтобы понять, какой тариф является оптимальным для жилого дома, необходимо найти схожие объекты в регионе, посмотреть актуальные тарифы в них и, главное, дату их принятия на общем собрании собственников. Дата необходима для того, чтобы оценить: на сегодня тариф актуален, он позволяет УК обслуживать дом на должном уровне или требуется индексация?
Учитывая турбулентность последних лет, бизнесы разных отраслей сходятся во мнении, что спокойно уже не будет никогда и мы адаптируемся к постоянным изменениям. Вследствие этого бизнесы имеют короткий горизонт планирования, управляющие компании не исключение, регулярный пересмотр цен под рост затрат — сегодняшняя действительность. Жители должны быть к этому готовы.