На рынке жилищно-коммунальных услуг только 15% компаний используют цифровые сервисы.
Эксперты считают, что повышение уровня цифровизации отрасли поможет сократить количество должников среди населения на 30%, что уменьшило бы суммарный долг за коммунальные услуги на 180 млрд руб. Но внедрению мобильных приложений мешает низкий уровень рентабельности бизнеса управляющих компаний, возникающий в том числе из-за неоплаты услуг таких организаций.
По данным Минстроя, во второй половине 2021 года долги за потребление топливно-энергетических ресурсов в РФ составили 1,4 трлн руб., из которых 901 млрд руб. задолжали непосредственно пользователи жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) — население.
Для сокращения дебиторской задолженности и повышения собираемости платежей управляющие компании (УК) начинают внедрять цифровые сервисы и создавать приложения для онлайн-оплаты. Хотя уже существуют десятки IT-компаний, которые готовы в качестве субподрядчиков предоставлять УК цифровые сервисы, сферу эксплуатации жилых домов нельзя назвать достаточно цифровизированной, отмечает председатель совета директоров «Бест-Новостроя» Ирина Доброхотова.
По данным «Домиленда», пока лишь около 15% всех предприятий отрасли используют такие сервисы. Но и эти показатели преимущественно характерны для Москвы. Если в столице есть УК от застройщиков, которые довольно неплохо укомплектованы софтом, то в регионах в большинстве обслуживающих организаций ситуация иная, уточняет госпожа Доброхотова. По ее мнению, переход на «цифровые рельсы» может быть затруднен из-за низкой рентабельности бизнеса УК и дефицита их бюджета, в том числе из-за неоплаты их услуг.
Сами пользователи с большей охотой пользуются приложениями для оплаты коммунальных платежей: по подсчетам «Домиленда», обслуживающего более 200 управляющих компаний в РФ, с 2020 по 2022 год количество пользователей их приложения выросло на 45%, а доля пользователей, регулярно оплачивающих ЖКУ онлайн, выросла с 19% до 25%.
По прогнозам «Домиленда», внедрение цифровых сервисов поможет сократить количество должников на 20–30%, что позволило бы уменьшить общий долг населения на 180 млрд руб. Директор бизнес-линии ЖКХ «Домиленда» Татьяна Волчкова уточняет: за последние пять лет около 23% УК внедрили в работу технологичные решения, что помогло им сократить долги за ЖКУ и повысить лояльность потребителей. По ее словам, в компаниях, имеющих сервисы онлайн-оплаты, дебиторская задолженность снизилась на 25%.
В «ПИК-Комфорте» сообщили, что до внедрения цифровых сервисов доля клиентов, периодически нарушающих обязательства по оплате за ЖКУ, составляла 15–18%, а сейчас 94% жителей своевременно и в полном объеме вносят коммунальные платежи. Директор УК «Самолет» Андрей Ахинько говорит, что их система также помогает при взыскании задолженности: после просрочки платежа на один-два месяца система включает автоинформатор, который напоминает собственнику о необходимости оплатить счет. Директор «Брусника. Управление домами» в Екатеринбурге Александр Строкач уточнил, что доля должников среди жителей домов их УК находится в пределах 5% в том числе из-за омниканального взаимодействия.
Глава Ассоциации интернета вещей Андрей Колесников считает, что цифровое приложение для УК повысит прозрачность и собираемость оплат, но главную проблему — долги по причине затруднительного финансового положения — не решит. Ирина Доброхотова напоминает, что задолженности возникают также из-за тарифов, которые кажутся населению высокими, пассивного отношения УК к взысканию долгов и недоразумений, когда платежи начисляются, к примеру, за коммунальные услуги еще не заселенных квартир.
Кроме того, напоминает господин Колесников, реальную сумму долгов населения невозможно высчитать: 1,4 трлн руб.— это не долги, а неоплаченный кредит за поставленные ресурсы, которые оплачиваются постфактум. Если бы за ЖКУ платили заранее, как за мобильную связь, то сумма задолженности была бы меньше и стали бы понятны «плохие» долги, резюмирует эксперт.