Витрина
Для покупателей, дольщиков и жителей
Витрина
Каталог проектов
Рассрочка
Ход строительства
Бронирование
Приёмка
Сделка
Чат
Ипотека
Сервисы ЖКХ
Для жителей и управляющих компаний
Сервисы ЖКХ
Аварийно-диспетчерская служба
Общие собрания собственников
Счета за ЖКУ
Показания приборов учета
Охрана
Коммерческие сервисы
Для покупателей и жителей
Коммерческие сервисы
Маркетплейс
Доска объявлений
Клуб привилегий
Афиша мероприятий
Аренда машиномест
Мини-приложения
Подписки
Смарт системы
Для жителей
Смарт системы
Управление домофонами
Видеонаблюдение
СКУД
Управление квартирой
Управление паркингом
Умные зарядные станции
Медиасервисы
Для покупателей и жителей, девелоперов и управляющих компаний
Медиасервисы
Сторис
Новости
Опросы
Акции
Баннеры Витрины
Не только соль попросить:
как PropTech помогает строить соседские комьюнити

Материал для РБК Тренды от CEO Домиленд Дарьи Вороновой

18 ноября 2020
  • /

Что такое горизонтальные комьюнити, почему важно дружить с соседями и при чем здесь технологии?


Среди городских жителей сегодня мало кто знает своих соседей по именам. Мы все уже успели привыкнуть к такому положению дел, обозначив зоной комфорта только квадратные метры собственной квартиры, но, как показывает мировая практика, наступает новый тренд.

Переосмысливаем традиции

В широком смысле комьюнити — это группа людей со схожими интересами и целями, которые живут в одном регионе или имеют общее происхождение. В районе с развитым комьюнити вы увидите следующую картину: ухоженная территория, жители, которые лично знают друг друга, эффективно используемые общие пространства, активно развивающийся малый бизнес и т.д. Звучит как утопия, но во многих городах жилые кварталы уже выглядят примерно так.

Столетиями люди строили города по принципу смешанной застройки: коммерческие и жилые кварталы находились на одной территории. Все старались строить так, чтобы горожанин мог максимально быстро добраться из дома до работы, с работы — в ресторан, из ресторана — в гости.
И все это, по возможности, пешком. Люди хорошо знали соседей просто потому, что гораздо больше времени проводили в одном и том же районе. Однако после Второй мировой войны резко выстрелившая автомобильная промышленность и развитый общественный транспорт подарили нам возможность активно передвигаться по городу. Пространства начали делить. Есть спальные районы, а есть — шумный центр, где сосредоточена вся торговля, весь бизнес. В итоге, когда вы тратите на дорогу больше часа в день, вам просто некогда участвовать в жизни своего комьюнити. Местные сообщества стали разрушаться.

Из удобных пространств для людей города превратились в промышленно-деловые центры, где приходится не только работать, но и жить. Конечно, у этих перемен появились противники — основоположники «нового урбанизма» Андрес Дуэни и Элизабет Платер-Зиберк. «Новый урбанизм» предлагает смешанную квартальную застройку с пешеходной доступностью всех необходимых для жизни объектов: жилых домов, деловых центров, развлекательных комплексов и т.д. При таком планировании пространства в центре внимания оказывается человек и его потребности, а не бесконечное производство и получение прибыли. Вместе с идеями нового урбанизма возвращались и комьюнити. На рубеже 1970-80-х годов эти каноны стали массово внедряться в практику городского планирования в США и других стран. Так, например, по принципам нового урбанизма был построен жилой район Якриборг на юго-западе Швеции и некоторые городские районы на юге Флориды в США.

В городах, спроектированных по канонам нового урбанизма, конечно, очень развиты горизонтальные комьюнити. Ведь чем меньше человеку нужно покидать свой район, тем сильнее он будет вовлечен в жизнь местного сообщества. Он постоянно встречает одних и тех же людей, вместе с ними решает вопросы использования общих пространств, участвует в развитии локального бизнеса. Поэтому в районах, вдохновленных идеями Дуэни, априори будут крепкие горизонтальные комьюнити.

Но не стоит ждать, пока городские планировщики в вашем городе увлекутся «новым урбанизмом», чтобы воспользоваться преимуществами жизни в сообществе. Развивать идеи добрососедства в цифровую эпоху гораздо проще, чем строить новые районы.
Зачем нам знать соседей: преимущества комьюнити
для жителей и для города
1

Безопасность

Сообщество жителей дома важно с точки зрения безопасности. Во-первых, хорошие отношения с людьми, с которыми вы делите общую территорию, сами по себе дарят ощущение спокойствия. Во-вторых, знание своих соседей на самом деле повышает уровень безопасности вашего квартала.
2
Самоуправление
В районах с развитыми горизонтальными комьюнити гораздо проще качественно менять жизнь города. Если вы хотите что-то изменить на территории, прилегающей к вашему ЖК или в принципах управления домом, добиться эффективных результатов будет легче совместными усилиями, чем в одиночку. Комьюнити позволяют решать, какой будет жизнь в вашем районе, что допустимо, а что — нет.
3
Благоустройство
Горизонтальные комьюнити влияют не только на жизнь в жилых комплексах, но и на их внешний вид. Вместе с соседями можно, например, решить, какими будут цветы на клумбах во дворе, какие деревья посадить, как в целом будет выглядеть зеленый ландшафт. Вполне реально организовать небольшой огород или сад для жителей — в ЖК в западных странах это уже стало привычной практикой.
Получается, что горизонтальное комьюнити — это саморегулирующаяся система, которая позволяет участникам жить в благоустроенном и безопасном районе. В таких кварталах будет активно развиваться малый бизнес, будет приятно жить и легко строить полезные социальные связи.
Комьюнити в российских реалиях
Сегодня, когда в России стали появляться современные жилые комплексы с общими пространствами, стало понятно, что нам не хватает горизонтальных комьюнити и культуры общения с соседями. Как корректно решать вопросы использования спортзала или внутреннего двора? Есть ли смысл обращаться к управляющей компании от сообщества жителей, а не поодиночке? Как не допустить превращения красивого фасада, построенного в едином стиле, в нагромождение дизайнов?

Постепенно люди начинают осознавать себя частью квартального комьюнити и пытаются организовать сообщества самостоятельно. Но для этого им нужны корректные цифровые инструменты.

Управляющие компании сегодня предпочитают коммуникацию с жителями посредством мобильных приложений — это удобно и практично. В приложениях можно легко оплатить коммунальные услуги, заказать пропуск на территорию, арендовать парковочное место, заказать воду. Однако все эти опции подразумевают общение жителей с УК, а не друг с другом. Чтобы заполнить этот пробел, необходимо сместить фокус на c2c-коммуникацию: формат взаимодействия жителей с жителями.
Платформа, которая может стать местом для формирования горизонтального соседского комьюнити, уже существует в формате цифровой доски объявлений для жителей своего дома или даже подъезда. При этом публиковать посты могут только авторизованные пользователи приложения, а все объявления проходят модерацию. Так комьюнити остается безопасным, туда не смогут проникнуть мошенники или рекламные боты. Пример такой закрытой платформы — американская социальная сеть Nextdoor, приложением которой пользуется каждая четвертая семья в США. Пользователи могут выбирать аудиторию своих постов — от объявлений на весь район или двор ЖК до точечных сообщений для соседей по лестнице. Участники могут не только что-то продавать или покупать, но и, например, познакомить детей в одной доме, попросить выгулять собаку или найти няню.

Еще один удобный технический инструмент для функционирования комьюнити — платформа для малого бизнеса, которая позволяет локальным предпринимателям общаться с жителями района. Через подобное приложение можно, например, анонсировать открытие кофейни, вести онлайн-запись, принимать заказы на доставку, сообщать об акциях и спецпредложениях. Так постепенно формируется локальная инфраструктура: «свой город внутри большого города».

С помощью цифровых инструментов для создания комьюнити можно также проводить общие собрания собственников онлайн. Электронное голосование позволяет принимать решения, касающиеся всего дома. Это значительно увеличивает эффективность таких собраний, а также сокращает вероятность подтасовки голосов. Пользователи будут всегда в курсе обсуждаемых и принимаемых решений, могут проголосовать, но не обязаны приходить на долгие и неудобные собрания.

Задача PropTech-сервисов сейчас — разработать цифровые платформы, позволяющие застройщикам формировать комьюнити будущих жителей еще на этапе строительства дома, управляющим организациям — эффективно использовать ресурсы, а жителям — жить в комфортном благоустроенном сообществе.