В широком смысле комьюнити — это группа людей со схожими интересами и целями, которые живут в одном регионе или имеют общее происхождение. В районе с развитым комьюнити вы увидите следующую картину: ухоженная территория, жители, которые лично знают друг друга, эффективно используемые общие пространства, активно развивающийся малый бизнес и т.д. Звучит как утопия, но во многих городах жилые кварталы уже выглядят примерно так.
Столетиями люди строили города по принципу смешанной застройки: коммерческие и жилые кварталы находились на одной территории. Все старались строить так, чтобы горожанин мог максимально быстро добраться из дома до работы, с работы — в ресторан, из ресторана — в гости.
И все это, по возможности, пешком. Люди хорошо знали соседей просто потому, что гораздо больше времени проводили в одном и том же районе. Однако после Второй мировой войны резко выстрелившая автомобильная промышленность и развитый общественный транспорт подарили нам возможность активно передвигаться по городу. Пространства начали делить. Есть спальные районы, а есть — шумный центр, где сосредоточена вся торговля, весь бизнес. В итоге, когда вы тратите на дорогу больше часа в день, вам просто некогда участвовать в жизни своего комьюнити. Местные сообщества стали разрушаться.
Из удобных пространств для людей города превратились в промышленно-деловые центры, где приходится не только работать, но и жить. Конечно, у этих перемен появились противники — основоположники «нового урбанизма» Андрес Дуэни и Элизабет Платер-Зиберк. «Новый урбанизм» предлагает смешанную квартальную застройку с пешеходной доступностью всех необходимых для жизни объектов: жилых домов, деловых центров, развлекательных комплексов и т.д. При таком планировании пространства в центре внимания оказывается человек и его потребности, а не бесконечное производство и получение прибыли. Вместе с идеями нового урбанизма возвращались и комьюнити. На рубеже 1970-80-х годов эти каноны стали массово внедряться в практику городского планирования в США и других стран. Так, например, по принципам нового урбанизма был построен жилой район Якриборг на юго-западе Швеции и некоторые городские районы на юге Флориды в США.
В городах, спроектированных по канонам нового урбанизма, конечно, очень развиты горизонтальные комьюнити. Ведь чем меньше человеку нужно покидать свой район, тем сильнее он будет вовлечен в жизнь местного сообщества. Он постоянно встречает одних и тех же людей, вместе с ними решает вопросы использования общих пространств, участвует в развитии локального бизнеса. Поэтому в районах, вдохновленных идеями Дуэни, априори будут крепкие горизонтальные комьюнити.
Но не стоит ждать, пока городские планировщики в вашем городе увлекутся «новым урбанизмом», чтобы воспользоваться преимуществами жизни в сообществе. Развивать идеи добрососедства в цифровую эпоху гораздо проще, чем строить новые районы.