Ежегодно государство проводит исследование проблем, связанных с деятельностью управляющих компаний. Стандартно в списке появляются такие пункты, как невыполнение обязательств, некачественное предоставление услуг, игнорирование заявок и обращений, рост долгов жителей по коммунальным услугам, убыточность и многое другое.
По данным опроса ВЦИОМ, более 36% россиян недовольны качеством оказания услуг в сфере ЖКХ, а каждый третий гражданин имеет нарекания к работе компании, ответственной за содержание и эксплуатацию дома.
Одна из главных причин этих проблем — устаревшая система работы УК. В век цифровизации большинство управляющих компаний продолжает вручную собирать заявки и обращения жителей, повышая вероятность их невыполнения и, как следствие, рост негатива жителей.
Из-за «ручной» системы возникают трудности и с анализом запросов: сложно подсчитать количество обращений и выявить основную проблему, на которую необходимо сделать упор.
Кроме того, отсутствует эффективная коммуникация с жителями. Проведение опросов и собраний, а также сбор обращений и заявок сейчас подразумевают необходимость для жителей обивать пороги ЖКХ или постоянно звонить в диспетчерскую.
Проведение опросов и собраний очно, во дворе дома, становится всё менее реальным, а во время пандемии — в принципе невозможным. Чтобы провести собрание в подобном формате, управляющей компании нужно развесить объявления или, как сейчас поступают многие, создать чат в WhatsApp. Стопроцентная явка в таком случае — утопия. Для жителей общие собрания предполагают трату нескольких часов без гарантии, что вопросы будут решены. Да и не каждый сможет отменить все дела, чтобы появиться в назначенное время.
Остается важнейшей проблемой и собираемость платежей. Рост долгов с каждым годом растёт — в 2020 году общая задолженность россиян за ЖКУ выросла до 625 млрд рублей. Несмотря на это, УК в большей степени работают с последствиями, а не предпосылками, — начисляют пени, ограничивают ресурсы и подают иски в суды, что предполагает ещё большую трату сил, времени и денег как для управляющих компаний, так и неплательщиков.
Таким образом, мы видим, что большая часть проблем связана в первую очередь с традиционной системой работы управляющих компаний, некомфотной как для самой УК, так и для жителей.